В год 80-летия Великой Победы исполняется 205 лет от основания деревни Аким Сосногорского района. В разные годы она и называлась по-разному: Сюзью, Усть-Сюзьская, Усть-Сюжская или Якимовая деревня. И за каждым именем жителя деревни Аким нелегкая, но достойная жизнь…
Кто же такой Аким, основатель деревни в устье Сюзью (Совиная река – по-русски). Предание гласит, что Аким Павлович Терентьев был родом из Нижнегамской деревни (ныне село Гам в Ижемском районе). Двадцать пять лет прослужил в императорском флоте, дослужился до боцмана. Знать, крепок был мужик! Однажды в открытом море разразился страшный шторм. Огромные волны яростно били о борт корабля, который кидало, как щепку. Казалось, ещё мгновение — и разбушевавшаяся стихия поглотит корабль. В это время кто-то из матросов крикнул: «За бортом икона!». Многие, обвязавшись верёвками, пытались поймать её, полагая, что Бог послал спасение. Но все их усилия были напрасны. Удалось поймать икону лишь боцману Терентьеву. Это был образ Николы-Чудотворца. Аким перекрестился, умоляя его спасти корабль. И, о чудо, свирепый ветер угомонился, а затем и вовсе стих. Волны мирно раскачивали военный кораблик, который, расправив паруса, пошёл к родным берегам. Товарищи решили оставить своему боцману икону, с которой и возвратился Аким Терентьев на родину, правда, без гроша в кармане.
То ли односельчане приняли Акима не очень приветливо, то ли близлежащие угодья уже были заняты, а может, душа бывшего моряка жаждала приключений, как бы там ни было, но решил он изменить свою жизнь. Летом 1920 года собрал нехитрый скарб и со своей женой да с годовалым сыном Родионом, пустился в дорогу, на лодке поднялся вверх по реке Ижма. Понравились ему места в устье речки Сюзью, в двухстах километрах от родного села, там и решил обосноваться, благо, что и рыбы в реке было полно, да и лес был полон всякого зверя и дичи.
Первоначально Аким построил курную избу. Пошли дети, кроме Родиона родились ещё два сына – Никита и Тимофей, были и дочери, о которых известно мало. Дети подрастали, пришлось построить настоящую пятистенку с белой печью. Потом и сыновья построили дома для своих семей, так росла деревня. К тому же вслед за Терентьевыми облюбовала Аким и семья отставного солдата Терентия Вокуева.
В конце 19-го века всем миром в деревне поставили часовню, а вскоре при содействии усть-сысольского купца Латкина на высоком берегу Ижмы был построен настоящий храм. Приход был маленьким, собственного священника содержать не мог, вести службу приезжал священник из села Усть-Ухта. Храм обшили досками, покрасили снаружи в белый цвет, поэтому издалека он смотрелся как белый пароход, а кое-кто видел в нём белокрылую чайку. Икону Николая Чудотворца поместили в церкви. Вот ещё одна из многих легенд, связанных с иконой.
В 1960 – 1970-е годы имя Героя Социалистического труда, водителя лесовозной машины Алексея Ивановича Терентьева, уроженца деревни Аким, гремело на всю страну. А что было до этого? У Ивана Васильевича и Агафьи Максимовны Терентьевых к началу Великой Отечественной войны было уже пятеро детей, старший из них Алексей. В 1942 году, когда мобилизовали в Красную Армию отца, Алексей уже был полноправным членом местного колхоза «Новая деревня». В 1943 году перестали приходить письма от Ивана Васильевича, пропал в огне беспощадной войны. В тот же год скончалась Агафья Максимовна, оставив на руках старшего сына троих младших сыночков и доченьку. С этого времени пятнадцатилетний Алексей стал главой семьи, на его детские плечи легла ответственность за благополучие детишек. Днём Алексей трудился в колхозе, вечером готовил еду, стирал, штопал, да мало ли всяких дел в деревенском доме. Тяжело пришлось, очень тяжело. К сожалению, один из братишек умер в голодное военное время, а второй — в не менее трудный послевоенный год. В семнадцать лет Алексея Терентьева назначают бригадиром полеводческой бригады, которая через два года вышла в лидеры среди овощеводческих бригад колхозов Ухтинского района и была награждена Дипломом Министерства сельского хозяйства Коми АССР и Почётной грамотой областного комитета ВЛКСМ. Алексей Иванович награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Лидия Никитична Черногребель, в девичестве – Терентьева, за свой самоотверженный труд была отмечена многими государственными наградами, среди которых медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.» и орден Трудового Красного Знамени. Вот как она вспоминала о военных годах: «В начале войны нашего отца Никиту Никоновича мобилизовали на фронт, а мама наша умерла при родах младшей дочери. Жили мы очень бедно, было голодно, но надо было работать в колхозе. Бывало, от голода никаких сил не оставалось, чтобы выполнить дневную норму заготовки древесины. Немного отдохнём, вспомним что-нибудь смешное из жизни, а то и покажем пальцы друг другу, посмеёмся и дальше пилим. Откуда только силы брались? Или на сенокосе. В самую жару придёшь с лугов, хочется кушать, а в избушке шаром покати, ничего нет. Размочим сухари в воде, похлебаем и отдыхать, а рано утром снова за работу». Старшую сестру Елену Никитичну Веселову в 1943 году мобилизовали работать на железную дорогу, впоследствии она стала знатным железнодорожником.
В этом году наша страна отмечает 80-летие Великой Победы. Как тут не вспомнить уроженцев Акима, защитивших мир от коричневой чумы.
Моя бабушка Мария Филипповна Терентьева была знатной телятницей в колхозе «Новая деревня». Её старший сын Михаил Фёдорович Терентьев после окончания Ижемского зооветеринарного техникума до призыва в армию поработал в селе Изваиль. Когда началась война, его после краткосрочных офицерских курсов направили в войска, защищавшие Москву. Там и сложил свою голову младший лейтенант Терентьев. Второй сын, Егор Фёдорович Терентьев, защищал город-герой Ленинград. Вернулся с боевыми наградами на груди, но инвалидом.
Александр Яковлевич Терентьев ещё до ухода на войну успел поработать руководителем ДОСААФ в Ухтинском районе. В 1942 году был призван в Красную Армию. Воевал смело, отважно, за что был отмечен боевыми орденами. 24 июня 1945 года гвардии старший сержант Александр Терентьев принимал участие в параде Победы в Москве. После парада вернулся в свою часть, дислоцированную в Германии. В сентябре этого же года отбыл в отпуск, но домой не доехал. Тревожное было время…
Егор Николаевич Терентьев после окончания ФЗО №3 был направлен на нефтедобывающую шахту №1 в Ярегу. В сентябре 1942 года получил повестку в военкомат. В Мурманске был определён в морскую пехоту и отправлен на полуостров Рыбачий — Средний, где и прослужил в составе 349-го отдельного пулемётного батальона Северного оборонительного района Северного Флота. После трёхмесячного обучения в школе сержантского состава был назначен командиром пулемётного отделения и избран секретарём комсомольской организации 3-й роты. За героизм, проявленный во время десантной операции по освобождению порта Линахамари, был награждён орденом Красной Звезды. После победы над Германией, 349-й отдельный пулемётный батальон был отправлен на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Там комсомольца Терентьева избрали секретарём комсомольской организации батальона.
Протоген Николаевич Терентьев тоже участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации поработал на Ижемском сажевом заводе, окончил вечернюю среднюю школу. В 1953 году переехал с семьёй жить в Днепропетровск, там окончил институт. Последняя должность – директор Днепропетровского проектного института чёрной металлургии.
Кирилл Григорьевич Терентьев был призван в Красную Армию в 1938 году, учился на командирских курсах, принимал участие в советско-финской кампании 1939-1940 годах. После демобилизации его пригласили работать в недавно организованный Ухтинский райвоенкомат. Перед войной Терентьев командовал отделом всеобуча, имел воинское звание младший лейтенант. С первого дня войны он стал писать заявления с просьбой отправить на фронт. Своего добился лишь в июне 1942 года, но на фронт попал лишь через год. Командовал взводом, дважды был ранен. В мае 1944 года по решению генерал-лейтенанта Ивашечкина лейтенант Терентьев был назначен командиром взвода 277-й отдельной армейской штрафной роты. Как мы знаем, такие подразделения направляли на самые горячие участки фронта.
Кирилл Григорьевич со своей ротой в составе 3-го Белорусского фронта участвовал в штурме знаменитой немецкой крепости Кёнигсберг. После взятия города-крепости роту Терентьева перевели на 1-й Белорусский фронт и направили на штурм главного города Германии – Берлина. В уличных боях за этот город бойцы роты проявили мужество, упорство и героизм, из всей роты в живых осталось лишь десять воинов. Сам командир во время штурма двухэтажного кирпичного дома получил третье ранение. После излечения старший лейтенант Терентьев был демобилизован, вернулся в Ухту, где в течение 24 лет занимал различные руководящие должности. Кстати, после войны его подчинённые долго писали ему тёплые письма.
Александр Иванович Терентьев был призван в 10 ноября 1943 года, с боями дошёл до Берлина. После Победы посвятил себя служению в рядах армии. Уволен из Советской Армии в звании подполковника. Братья Алексей и Дмитрий также были офицерами. Старший лейтенант Алексей Терентьев защищал Заполярье, участвовал в войне с Японией, награждён орденом Красной Звезды и медалями. Лейтенант Дмитрий Терентьев защищал Сталинград, награждён медалью «За боевые заслуги». Достойно проявил себя и в последующих боях с немецко-нацистскими захватчиками.
Братья Вокуевы. Василий Иванович погиб в немецком плену. Средний брат, старший сержант Вокуев Георгий командовал радиостанцией. За форсирование реки Одер был награждён орденом Красной Звезды, участвовал в штурме Берлина. Младший брат, лейтенант Михаил Вокуев погиб в бою в 1942 году.
Я упомянул лишь несколько человек, участвовавших в боях за независимость нашей страны. Всего же из маленькой деревни Акима было призвано 50 человек, многие из них вернулись с орденами и медалями на груди. В родной деревне недавно был поставлен памятник, где были увековечены имена всех его уроженцев, участвовавших в боях за свою Родину.
Многие уроженцы этой замечательной деревеньки добились больших успехов в труде уже в мирные дни.
Валерий Хозяинов, член президиума Сосногорского совета ветеранов
